Психологичесоке сопровождениеПояснительная записка Введение Программа по формированию жизнестойкости обучающихся МБОУ СОШ №3 разработана в соответствии с Приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 5486 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации Программы по формированию жизнестойкости обучающихся ОУ», Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальность Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально- экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного ребенка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых обучающихся трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость. В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у обу- чающихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития» (Книжникова С.В.), является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации. Решение данной задачи возможно в комплексном взаимодействии: родители обучающихся, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), социальные педагоги, педагоги-психологи. Формирование жизнестойкости опирается на аксиологический подход к категории «ценность»: ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора,
индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях. Для детей младшего школьного возраста типичными трудными жизненными ситуациями становятся неспособность справиться с учебной нагрузкой, невозможность соответствовать ожиданиям семьи, враждебное отношение со стороны родителей, педагогов или сверстников, смена школьного коллектива. Их хроническое воздействие, а также способы совладания с ними оказывают существенное влияние на психическое развитие ребенка. Проявление жизнестойкости ребенком младшего школьного возраста в трудных ситуациях во многом связано с особенностью функционирования психофизиологического уровня психики, а также с имеющимися навыками коммуникации, саморегуляции поведения и эмоций. Глобальную роль в успешности функционирования и взаимосвязи всех уровней психики ребенка (психофизиологического, социально-психологического и личностно-смыслового) играют значимые взрослые, которые создают развивающую среду. Подростковый возраст – является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и общения, формируются нравственные представления и социальные установки. Это сопровождается внезапным увеличениями роста, возмущением организма, развитием вторичных половых признаков. Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций (Пиаже). Такие педагоги и психологи, как Фридман Л.М., Божович Л.И. говорят о проблемах подросткового возраста. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социализации подростков. Вопросы социализации, степень адаптации подростков, возможности его самореализации. Примерно две трети родителей испытывают трудности в воспитании своих детей. Основные проблемы – это сложности взаимоотношений, плохие отметки, конфликты с учителями, сверстниками, родителями. Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для подростка учеба, приобретение знаний становится теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Значительно более сложными становятся отношения с учителями У подростков нарушения в общении проявляется в разных вариантах: изоляция, оппозиция, агрессия. Общая тенденция старшего школьного возраста — рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я. Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. Это расхождение особенно сильно у наиболее способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у некоторых юношей оно вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическими симптомами, трудностями общения и вызывающим, отклоняющимся от нормы поведением. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет к ребенку высокие требования. Общение со сверстниками становится важным
фактором развития личности подростка. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным. Стремление подростка в общении важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый. Программа по формированию жизнестойкости младших школьников и подростков направлена на повышение уровня жизнестойкости, самооценки и уверенности в своих силах, а также профилактику антивитального поведения. Данная программа рассчитана на 2022 – 2025 учебный год. Цель программы - повышение уровня жизнестойкости младших школьников и подростков, профилактика антивитального поведения. Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач: 1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; 2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе); 3. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями; 4. Формирование у обучающихся позитивной самооценки собственной личности и личности других людей; 5. Организация и включение обучающихся в ценностнозначимую для них деятельность.
Принципы реализации Программы 1. Принцип гуманности. Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки; создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации. 2. Принцип творчества. Новые решения традиционных дел, поиск новых вариантов организации познавательной, спортивной, трудовой, практической деятельности. 3. Принцип социальной активности. Включение детей в активную организацию жизнедеятельности класса, развитие ценностных ориентаций. 4. Принцип индивидуальности. Отражение уникальности, неповторимости ученика. Помощь каждому ребёнку в личностном самоопределении. 5. Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей. 6. Принцип взаимоотношения. Взаимовосприятие, взаимные действия в отношении детей друг к другу. 7. Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей. Формы и методы по реализации Классные часы, внеурочная деятельность, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, родительские собрания. Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы школы в процессе образования, воспитания и развития обучающихся. Программа рассчитана на работу с обучающимися 7-15 лет (1-9 классы) в три этапа:
1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (самооценка психических состояний Г. Айзенка); тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантогенных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка преподавательского коллектива к проведению профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями. 2 этап – формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения. 3 этап – оценка результатов, посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся, с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах – характеристиках что позволяет проследить динамику жизнестойкости. Поскольку жизнестойкость – это фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, то грамотная психолого-педагогическая установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах, способна снизить степень суицидального риска и укрепить жизненную позицию.
Направления работы: 1. Использование содержания учебных предметов для формирования жизнестойкости обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности; 2. Развивающая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости); 3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 4. Волонтерские и социальные проекты, как средство позитивной социализации обучающихся с трудностями социальной адаптации. 5. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей. Программа состоит из 4 модулей: 1. Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах). 2. Индивидуальная работа с младшими школьниками и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. 3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей. Содержание и методические рекомендации по реализации модулей:
Модуль 1. Профилактическая работа в классных коллективах в рамках внеурочной занятости, на классных часах Мероприятия направлены на решение следующих задач программы: 1. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе); 2. Формирование у младших школьников и подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей.
При организации воспитательных мероприятий следует учитывать механизм развития психологических структур личности ребенка, позволяющих превращать проблемные ситуации в новые возможности: Показать возможности ребенка, помочь осмыслить, выбрать именно для себя должное, сформулировать цель, организовать деятельность в выбранном направлении. Занятия с обучающимися с 1 по 4 класс проходят по программе внеурочной деятельности «Радуга общения» составленной на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я». Программа направлена на развитие социальной и личностной компетенции детей, выработку навыков самозащиты и предупреждения проблем. Дети обучаются навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решения, выработке адекватной самооценки, умению постоять за себя, избегать ситуаций с неоправданным риском, вести здоровый образ жизни, а так же приемам эмоциональной саморегуляции, разрешения конфликтов и сопротивления групповому давлению. Все это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создает условия для полноценного развития личности ребенка. Содержание работы с младшими школьниками направлено на формирование поведенческих навыков с учетом их возрастных и индивидуально-личностных особенностей, позволяющих сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития. Содержание работы с обучающимися 5-6 классов преимущественно направлено на познание подростком самого себя, осмысление сильных и слабых сторон своей личности, самовоспитание. При проектировании занятий с обучающимися 7-11 классов целесообразно учитывать потребность взрослеющих подростков в избирательности общения, их эмо- циональную ранимость, потребность в признании и стремление к самоутверждению. Условием успешности профилактической работы в классных коллективах является ее системный характер, диалоговое взаимодействие, безоценочное принятие личности подростков, отсутствие назидательности со стороны педагога. В рамках реализации волонтерских и социальных проектов В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Задачи волонтерской организации: 1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. 2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков. 3. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере. 4. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.). 5. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров. 6. Снизить количество учащихся, состоящих на различных формах профилактического учета. Функции волонтеров в профилактической работе: - разработка и проведение профилактических мероприятий, акций, флеш-мобов, выставок, соревнований, игр; - создание и распространение среди обучающихся информационно-профилактической информации (раздача листовок, брошюр, расклейка плакатов); - создание и показ видеороликов и презентаций, посвященных пропаганде здорового образа жизни и формированию жизнестойкости обучающихся; - сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных; - участие в городских волонтерских мероприятиях.
Ожидаемый результат: 1. Формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной, здоровой личности. 2. Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на различных формах профилактического учета. 3. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования. 4. Формирование жизнестойкости у подростков.
Модуль 2. Индивидуальная работа с младшими школьниками и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации В ходе подготовительного этапа работы педагог-психолог определяет группу обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, развод родителей, суицид в семье и др.), обучающиеся без попечения родителей, пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности. Основная задача индивидуальной работы с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним. Эффективным методом работы является беседа. Необходимо применять техники психокоррекции эмоционального состояния в соответствии с возрастом учащегося, применять и обучать учащихся методам саморегуляции. Модуль 3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей При системном подходе к организации профилактического просвещения родителей и педагогов, возможно, сформировать благоприятные условия для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. Задачи работы с родителями: - способствовать переоценке взаимоотношений с детьми; - формировать уважение к личности ребенка и пониманию его проблем. Работа с педагогами: Работа с педагогами направлена на решение следующих задач: - ознакомление с теоретическими аспектами проблемы аутоагрессивного поведения детей и подростков и использование данной информации в работе; - формирование представлений о методах своевременного выявления обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в незамедлительной помощи; - расширение знаний педагогов о возрастных особенностях обучающегося на разных ступенях обучения с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, межличностном общении в классном коллективе и социуме, развитии и обучении; - формирование компетенций педагогов, обеспечивающих деятельность по улучшению детско-родительских отношений. Основными формами работы с педагогами являются: теоретический семинар, семинар- практикум, групповые лекции, беседы, анкетирование, тренинги, индивидуальные консультации, особой формой является создание и распространение информационно-методических материалов.
Ожидаемые результаты: Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности личностной компетентности: - адекватная самооценка; - навыки межличностного взаимодействия; -ценностно-смысловые установки, направленные на реализацию волевых действий (мотивация, мысленная постановка цели, сосредоточение на ее исполнении, осмысливание и самоконтроль); - саморегуляция поведения и эмоций; - высокая адаптивность; - уверенность в себе;
- независимость, самостоятельность суждений; - стремление к достижениям. Риски и пути их преодоления В ходе реализации Программы допустимы риски и неопределенности: - многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся и не зависящих от школьного образования (семейное неблагополучие, наследственность, друзья не в школе, образ жизни); - недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований Программы; - недостаточная заинтересованность/полное отсутствие заинтересованности родителей в вопросах воспитания собственных детей
План мероприятий, направленных на формирование жизнестойкости обучающихся
Документы |