Психологичесоке сопровождение

Пояснительная записка

Введение

Программа по формированию жизнестойкости обучающихся МБОУ СОШ №3 разработана в соответствии с Приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 5486 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации Программы по формированию жизнестойкости обучающихся ОУ», Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».

 

Актуальность

Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально- экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного ребенка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых обучающихся трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.

В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у обу- чающихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития» (Книжникова С.В.), является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации. Решение данной задачи возможно в комплексном взаимодействии: родители обучающихся, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), социальные педагоги, педагоги-психологи.

Формирование  жизнестойкости  опирается  на  аксиологический  подход  к  категории

«ценность»: ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора,


индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Для детей младшего школьного возраста типичными трудными жизненными ситуациями становятся неспособность справиться с учебной нагрузкой, невозможность соответствовать ожиданиям семьи, враждебное отношение со стороны родителей, педагогов или сверстников, смена школьного коллектива. Их хроническое воздействие, а также способы совладания с ними оказывают существенное влияние на психическое развитие ребенка.

Проявление жизнестойкости ребенком младшего школьного возраста в трудных ситуациях во многом связано с особенностью функционирования психофизиологического уровня психики, а также с имеющимися навыками коммуникации, саморегуляции поведения и эмоций. Глобальную роль в успешности функционирования и взаимосвязи всех уровней психики ребенка (психофизиологического, социально-психологического и личностно-смыслового) играют значимые взрослые, которые создают развивающую среду.

Подростковый возраст – является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и общения, формируются нравственные представления и социальные установки. Это сопровождается внезапным увеличениями роста, возмущением организма, развитием вторичных половых признаков. Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций (Пиаже).

Такие педагоги и психологи, как Фридман Л.М., Божович Л.И. говорят о проблемах подросткового возраста.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социализации подростков. Вопросы социализации, степень адаптации подростков, возможности его самореализации.

Примерно две трети родителей испытывают трудности в воспитании своих детей. Основные проблемы – это сложности взаимоотношений, плохие отметки, конфликты с учителями, сверстниками, родителями.

Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для подростка учеба, приобретение знаний становится теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех.

Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Значительно более сложными становятся отношения с учителями

У подростков нарушения в общении проявляется в разных вариантах: изоляция, оппозиция, агрессия. Общая тенденция старшего школьного возраста — рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я.

Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. Это расхождение особенно сильно у наиболее способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у некоторых юношей оно вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическими симптомами, трудностями общения и вызывающим, отклоняющимся от нормы поведением.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет к ребенку высокие требования. Общение со сверстниками становится важным


фактором развития личности подростка. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным. Стремление подростка в общении важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый.

Программа по формированию жизнестойкости младших школьников и подростков направлена на повышение уровня жизнестойкости, самооценки и уверенности в своих силах, а также профилактику антивитального поведения.

Данная программа рассчитана на 2022 – 2025 учебный год.

Цель программы - повышение уровня жизнестойкости        младших школьников и подростков, профилактика антивитального поведения.

Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:

1.   Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

2.   Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

3.   Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями;

4.     Формирование у обучающихся позитивной самооценки собственной личности и личности других людей;

5.   Организация и включение обучающихся в ценностнозначимую для них деятельность.

 

Принципы реализации Программы

1.  Принцип гуманности.

Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки; создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации.

2.  Принцип творчества.

Новые решения традиционных дел, поиск новых вариантов организации познавательной, спортивной, трудовой, практической деятельности.

3.  Принцип социальной активности.

Включение детей в активную организацию жизнедеятельности класса, развитие ценностных ориентаций.

4.  Принцип индивидуальности.

Отражение уникальности, неповторимости ученика. Помощь каждому ребёнку в личностном самоопределении.

5.  Деятельностный принцип.

Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

6.  Принцип взаимоотношения.

Взаимовосприятие, взаимные действия в отношении детей друг к другу.

7.  Возрастной принцип.

Знание половозрастных особенностей детей.

Формы и методы по реализации

Классные часы, внеурочная деятельность, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, родительские собрания.

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы школы в процессе образования, воспитания и развития обучающихся.

Программа рассчитана на работу с обучающимися 7-15 лет (1-9 классы) в три этапа:


1   этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (самооценка психических состояний Г. Айзенка); тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантогенных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка преподавательского коллектива к проведению профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.

2      этап – формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.

3        этап – оценка результатов, посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся, с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах – характеристиках что позволяет проследить динамику жизнестойкости.

Поскольку жизнестойкость – это фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, то грамотная психолого-педагогическая установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах, способна снизить степень суицидального риска и укрепить жизненную позицию.

 

Направления работы:

1.       Использование содержания учебных предметов для формирования жизнестойкости обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности;

2.      Развивающая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости);

3.      Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

4.      Волонтерские    и    социальные    проекты,    как    средство    позитивной                            социализации обучающихся с трудностями социальной адаптации.

5.      Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Программа состоит из 4 модулей:

1.  Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах).

2.      Индивидуальная работа с младшими школьниками и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

3.      Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Содержание и методические рекомендации по реализации модулей:

 

Модуль 1.      Профилактическая работа в классных коллективах в рамках внеурочной занятости, на классных часах

Мероприятия направлены на решение следующих задач программы:

1. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

2. Формирование у младших школьников и подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей.


При организации воспитательных мероприятий следует учитывать механизм развития психологических структур личности ребенка, позволяющих превращать проблемные ситуации в новые возможности: Показать возможности ребенка, помочь осмыслить, выбрать именно для себя должное, сформулировать цель, организовать деятельность в выбранном направлении.

Занятия с обучающимися с 1 по 4 класс проходят по программе внеурочной деятельности

«Радуга общения» составленной на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я». Программа направлена на развитие социальной и личностной компетенции детей, выработку навыков самозащиты и предупреждения проблем. Дети обучаются навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решения, выработке адекватной самооценки, умению постоять за себя, избегать ситуаций с неоправданным риском, вести здоровый образ жизни, а так же приемам эмоциональной саморегуляции, разрешения конфликтов и сопротивления групповому давлению. Все это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создает условия для полноценного развития личности ребенка.

Содержание работы с младшими школьниками направлено на формирование поведенческих навыков с учетом их возрастных и индивидуально-личностных особенностей, позволяющих сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития.

Содержание работы с обучающимися 5-6 классов преимущественно направлено на познание подростком самого себя, осмысление сильных и слабых сторон своей личности, самовоспитание. При проектировании занятий с обучающимися 7-11 классов целесообразно учитывать потребность взрослеющих подростков в избирательности общения, их эмо- циональную ранимость, потребность в признании и стремление к самоутверждению.

Условием успешности профилактической работы в классных коллективах является ее системный характер, диалоговое взаимодействие, безоценочное принятие личности подростков, отсутствие назидательности со стороны педагога.

В рамках реализации волонтерских и социальных проектов

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Задачи волонтерской организации:

1.  Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

2.    Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.

3.  Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

4.     Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.).

5.  Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

6.  Снизить количество учащихся, состоящих на различных формах профилактического учета.

Функции волонтеров в профилактической работе:

-    разработка и проведение профилактических мероприятий, акций, флеш-мобов, выставок, соревнований, игр;

-      создание и распространение среди обучающихся информационно-профилактической информации (раздача листовок, брошюр, расклейка плакатов);

-   создание и показ видеороликов и презентаций, посвященных пропаганде здорового образа жизни и формированию жизнестойкости обучающихся;

-  сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных;

-  участие в городских волонтерских мероприятиях.


Ожидаемый результат:

1.  Формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной, здоровой личности.

2.  Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на различных формах профилактического учета.

3.  Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.

4.  Формирование жизнестойкости у подростков.

 

Модуль 2. Индивидуальная работа с младшими школьниками и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В ходе подготовительного этапа работы педагог-психолог определяет группу обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, развод родителей, суицид в семье и др.), обучающиеся без попечения родителей, пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности.

Основная задача индивидуальной работы с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним. Эффективным методом работы является беседа.

Необходимо применять техники психокоррекции эмоционального состояния в соответствии с возрастом учащегося, применять и обучать учащихся методам саморегуляции.

Модуль 3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей

При системном подходе к организации профилактического просвещения родителей и педагогов, возможно, сформировать благоприятные условия для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути.

Задачи работы с родителями:

-  способствовать переоценке взаимоотношений с детьми;

-  формировать уважение к личности ребенка и пониманию его проблем.

Работа с педагогами:

Работа с педагогами направлена на решение следующих задач:

-   ознакомление с теоретическими аспектами проблемы аутоагрессивного поведения детей и подростков и использование данной информации в работе;

-       формирование представлений о методах своевременного выявления обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в незамедлительной помощи;

-      расширение знаний педагогов о возрастных особенностях обучающегося на разных ступенях обучения с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, межличностном общении в классном коллективе и социуме, развитии и обучении;

-     формирование компетенций педагогов, обеспечивающих деятельность по улучшению детско-родительских отношений.

Основными формами работы с педагогами являются: теоретический семинар, семинар- практикум, групповые лекции, беседы, анкетирование, тренинги, индивидуальные консультации, особой формой является создание и распространение информационно-методических материалов.

 

Ожидаемые результаты:

Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности личностной компетентности:

-  адекватная самооценка;

-  навыки межличностного взаимодействия;

-ценностно-смысловые установки, направленные на реализацию волевых действий (мотивация, мысленная постановка цели, сосредоточение на ее исполнении, осмысливание и самоконтроль);

-  саморегуляция поведения и эмоций;

-  высокая адаптивность;

-  уверенность в себе;


-  независимость, самостоятельность суждений;

-  стремление к достижениям.

Риски и пути их преодоления

В ходе реализации Программы допустимы риски и неопределенности:

-      многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся и не зависящих от школьного образования (семейное неблагополучие, наследственность, друзья не в школе, образ жизни);

-  недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований Программы;

-     недостаточная заинтересованность/полное отсутствие заинтересованности родителей в вопросах воспитания собственных детей

 

 

План мероприятий, направленных

на формирование жизнестойкости обучающихся

1.  Подготовительный этап

Администрация

1.            Издает локальные акты, регламентирующие деятельность педагогических работников по формированию жизнестойкости обучающихся.

2.            Организует проведение методических семинаров, педагогических советов по организационно-содержательным вопросам формирования жизнестойкости обучающихся в ОУ педработниками.

Классный руководитель

1.       Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося», составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе.

2.       Определяет направления воспитательной работы в классном коллективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойкости в классе.

3.  Планирует содержание классных часов, родительских собраний.

4.  Взаимодействует с педагогом-психологом, социальным педагогом.

Педагог-психолог

 Социальный-педагог

1.       Разрабатывает цикл занятий по формированию жизнестойкости, утверждает учебно-тематический план занятий.

2.       Определяет группу обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3.       Проводит консультирование родителей данной группы обучающихся, получает письменное разрешение (отказ) о проведении индивидуальной (групповой) коррекционно-развивающей работы.

4.       Проводит диагностику личностного развития обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (при наличии письменного разрешения родителей).

5.       Составляет учебно-тематический план индивидуальных (групповых) занятий с обучающимися группы риска, который утверждается директором ОУ.

2.  Формирующий этап

Администрация

1.         Организует проведение родительских собраний, методических семинаров, педагогических советов по вопросам повышения психолого- педагогической компетентности педагогов.

2.         Координирует работу всех педагогических работников и организует контроль за исполнением плана по формированию жизнестойкости обучающихся.

Классный руководитель

1.  Организует просветительскую работу с родителями обучающихся.

2.  Проводит          классные    часы    по    формированию   жизнестойкости       в соответствии с планом работы.

3.  Организует включение обучающихся в ценностно значимую для них деятельность.


 

 

4. Осуществляет индивидуальное педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низким коэффициентом социальной компетентности.

Педагог-психолог

1.      Организует в адаптационный период (октябрь-ноябрь) проведение групповых психологических занятий в 1-х, 5-х, 10-х классах, в «сборных» вновь созданных классах, в классах, где появился новый ученик, в конфликтных классах.

2.      Проводит индивидуальные (групповые) коррекционно-развивающие занятия по формированию овладевающего поведения с детьми, оказавшимися в ТЖС.

3.      Проводит курс (факультатив) для обучающихся по формированию жизнестойкости.

4.      Участвует в подготовке и проведении родительских собраний, семинаров для педагогов и родителей.

5.    Осуществляет методическое сопровождение классных руководителей

по организации ими работы в классах, направленной на формирование жизнестойкости.

Социальный педагог

Осуществляет социальный патронаж обучающихся в социально опасном положении, на учете в КДН и ЗП, ПДН

3.  Мониторинг

Администрация

1.      Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в конце учебного года в соответствии с показателями эффективности.

2.   Осуществляет планирование работы на следующий учебный год.

3.      Организует обсуждение результатов работы с родителями и педагогическим коллективом.

4.   Проектирует воспитательную работу по формированию жизнестойкости

обучающихся на следующий учебный год с учетом достигнутых результатов.

Классный руководитель

1.       Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося», составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе по итогам работы.

2.  Проводит анализ и оценку результатов по итогам проделанной работы.

3.       Планирует работу с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе).

Педагог-психолог

1.       Организует проведение мониторинга социальной компетентности обучающихся (на основании профиля сформированности качеств жизнестойкости в классных коллективах по методике «Шкала социальной компетентности обучающегося»).

2.       Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в конце учебного года в соответствии с показателями эффективности (совместно с администрацией ОУ).

3.       Планирует мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей, собственную работу на следующий уч. год с учетом результатов мониторинга социальной компетентности обучающихся.


 

Документы

Программа